Бытие. Благословения Авраама на закате жизни

Исследование Библии. Книга Бытие. Преподаватель: Александр Наумов

ВВЕДЕНИЕ: После того, как Господь дал испытание Аврааму, когда велел принести Исаака в жертву, Авраам жил спокойной жизнью. Время шло, Исаак становился старше, а Авраам и Сарра все больше приходили в немощь от старости. Так или иначе, человеку приходится сталкиваться этой жизни с разными обстоятельствами. Одни из них радостные, другие печальные. Брак – это одно из самых радостных событий в жизни человека. Большинство людей мечтают вступить в брак с раннего детства. Другое событие – весьма печальное, когда человек хоронит своих близких. Аврааму придется еще испытать и то и другое. Последующие главы посвящены благословениям, которые Бог явил Аврааму, когда тот пережил и печаль по смерти самого близкого человека, и радость от того, что Бог благословил брак любимого сына.

 

  • Господь готовит невесту для Исаака.

 

20 После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов: 21 Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова, 22 Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила; 23 от Вафуила родилась Ревекка. Восьмерых сих родила Милка Нахору, брату Авраамову; 24 и наложница его, именем Реума, также родила Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху.

 

Из этого места Священного Писания не нужно делать далеко идущих выводов. Можно отметить единственную истину, что Господь готовит невесту для Исаака. Каждый из нас может переживать о своем будущем браке. Люди в большинстве своем не доверяют Богу и принимают поспешные решения в выборе спутника жизни. Потом пожинают плоды своей поспешности. Как правило, такие браки заканчиваются разводом. Но Бог лучше знает, какому человеку кто подойдет. Если мы доверяем вопрос выбора спутника жизни Господу, то Он сделает этот выбор совершенным, и мы никогда не будем жалеть об этом в будущем. Так происходило и с Исааком. Бог готовил Ревекку для будущего брака. Если посмотреть на Лота, то его выбор не был связан с исканием воли Божьей. Поэтому Лот потерпел глубокое разочарование в браке.

 

  • Господь  не оставляет при смерти близкого человека.

 

Человек так устроен, что в этой жизни ему приходится столкнуться с самым страшным врагом – смертью. После того испытания на горе Мориа прошло уже почти 20 лет. Об этом периоде жизни ничего не сообщается. Вероятно, Авраам наслаждался жизнью верой в своей старости. Аврааму было уже 137 лет, когда умерла Сарра. Пожив достаточное время в земле Филистимской, Авраам перебрался опять в окрестности Хеврона. 

 

  • Скорбь по близкому человеку.

 

1 Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: [вот] лета жизни Сарриной; 2 и умерла Сарра в Кириаф-Арбе, что [ныне] Хеврон, в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее.

 

Авраам оплакивал жену свою. Брак Авраама и Сарры продолжался примерно 100 лет. Конечно, его скорбь отличалась от всех остальных окружающих его людей. У него была надежда на вечную жизнь и на встречу с той, с которой он прожил всю свою сознательную жизнь. Только Бог может дать такую надежду в скорби. Следующая глава начинается с того, что Авраам состарился. После смерти Сарры уже не было того стимула и настроя жизни. В таких ситуациях человек «ломается» изнутри и тоже готовится к смерти. Состарился – это, скорее всего, состояние души, а не тела. Авраам плакал о жене своей. Плач по умершим родственникам – это один из восточных обычаев, который встречается по сей день. Когда кто-то умирал, то близкие плакали в голос, рвали на себе одежду и постились. Это было выражение скорби.

 

  • Погребение близкого человека.

 

 3 И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: 4 я у вас пришлец и поселенец; дайте мне в собственность [место] [для] гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. 5 Сыны Хета отвечали Аврааму и сказали ему: 6 послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей. 7 Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым; 8 и говорил им и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, 9 чтобы он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля его, чтобы за довольную цену отдал ее мне посреди вас, в собственность для погребения. 10 Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых; и отвечал Ефрон Хеттеянин Аврааму вслух сынов Хета, всех входящих во врата города его, и сказал: 11 нет, господин мой, послушай меня: я даю тебе поле и пещеру, которая на нем, даю тебе, пред очами сынов народа моего дарю тебе ее, похорони умершую твою. 12 Авраам поклонился пред народом земли той 13 и говорил Ефрону вслух народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою. 14 Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему: 15 господин мой! послушай меня: земля [стоит] четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою. 16 Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов. 17 И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, 18 владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его. 19 После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что [ныне] Хеврон, в земле Ханаанской. 20 Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения.

 

Теперь Аврааму предстояло похоронить любимую жену. Авраам в критической ситуации показывает, что он человек, который не бросается в крайности, а показывает способность здраво мыслить и действовать. Возникла проблема, к которой Авраам не был готов. У него не было участка для собственной гробницы, где бы он мог похоронить Сарру. Очевидно, что ранее он приобрел землю недалеко от Сихема (Деян.7:16); но он либо утратил права собственности на тот участок, либо решил, что это слишком далеко, чтобы идти туда и похоронить там свою жену. Климат в Ханаане не позволял надолго откладывать похороны. Хоронили обычно в день смерти. Поэтому ему пришлось действовать очень быстро. Здесь Авраам проявляет мудрость в ведении переговоров.

 

  • Ст.3-4 скромность и смирение.

 

Авраам не мнит о себе очень высоко. Он показывает смирение перед собеседниками. Он говорит о себе, что они пришелец и поселенец в той земле, и потому, он не имеет прав на владение ею. Когда человек смиряет себя, это располагает к нему окружающих. Мы видим, как к нему относились сыновья Хетовы.

 

  • Ст.5-7 почтение к собеседникам.

 

Его обращение было скорее просьбой о милости, чем настаиванием на своих правах. Однако, сыны Хетовы считали его в равном себе положении. Господь расположил их сердца, и они засвидетельствовали об Аврааме, что он является князем Божьим, которого Бог обильно благословляет.

 

  • Ст.8-16 мудрое решение вопроса.

 

Авраам просит собравшихся о содействии, чтобы они похадатайствовали перед Ефроном Хеттеянином. Это были правила того времени. Очень мудрое поведение!!! Он уважает их законы и правила и не пытается отстаивать и навязывать свои правила. Авраам просит пещеру на краю поля Ефрона. Продажа этой пещеры даже не разделит владения Ефрона, и патриарх готов был заплатить за нее любую цену. Ефрон же сидел среди них. Он перед всеми засвидетельствовал о том, что он готов подарить поле и пещеру Аврааму. Он желает таким образом решить вопрос, чтобы земля, которую он подарит, считалась заимствованной. При таких условиях, облагодетельствованный являлся должником благодетеля. Авраам был дальновидным и не захотел соглашаться с такими условиями. Он настоял на продаже.

Ефрон назначил цену в 400 сиклей серебра. Судя по сохранившимся документам, для Месопотамии это была непомерно высокая цена для поля. Может быть Ефрон ожидал, что Авраам начнет торговаться и сбивать цену, как это было принято на Востоке. Однако, Авраам не возражал против такой высокой цены. Когда вопрос касается места погребения любимой жены, никакая цена не может быть высокой. Он отвесил публично серебро и стал собственником поля и пещеры.

Ст.17-18 является типичным  выражением древних договоров. Здесь указывалось: какое имущество купил Авраам; где купил; у кого купил;  кому имущество отошло в собственность; а также в конце указывались свидетели сделки.

Почему этот поступок следует назвать мудрым?  1) Потому что при покупке земли она официально стала бы принадлежать Аврааму, законность сделки должна быть подтверждена свидетелями. 2) Потому что в таком случае Авраам не стал бы должником Ефрона. 3) Потому что при повышении стоимости земли Ефрон не мог сказать, что обогатил Авраама, или потребовать возврата земли (ср. 14:23). 

Авраам стал законным наследником земли. Обетования Божьи о владении землей начали исполняться. До сих пор Авраам – наследник обетований не имел ни одного клочка земли во владении. Нередко бывает так, что тяжелая скорбь ведет к исполнению Божьих обещаний. Из-за туч трудностей и испытаний неожиданно показывается солнце Божьих благословений.

 

  • Ст.19-20. Достойное погребение Сарры.

 

В этой пещере Авраам похоронил Сарру. Его душа хоть и была охвачена скорбью о близком ему человеке, но не была лишена рассудительности и дальновидной мудрости.