Бытие. Завет Бога с Ноем

Исследование Библии. Книга Бытие. Преподаватель: Александр Наумов

ВВЕДЕНИЕ: Бог уничтожил мир потопом. На земле осталось только 8 праведников, которых Бог спас по Своей благодати. После продолжительного плавания, все обитатели ковчега, наконец, ступили на землю. Ной тут же построил жертвенник и принес жертвы Господу. После этого, Господь заключает завет с человечеством и Ноем. Мы уже рассмотрели завет человечества с Богом. Господь обещал не уничтожать землю потопом, природные циклы не прекратятся;  Бог обещает также, что Он будет давать урожай, земля не умрет с голода. Начиная с 9 главы, Бог объявляет условия завета с Ноем  и его потомками. После того, как Бог заключил завет с Адамом, прошло уже довольно много времени. Теперь в Завете с Ноем произошли некоторые изменения.

 

1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. 2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5 Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

  • Обетования потомства.

Как в завете с Адамом, завет с Ноем также начинается с обетования потомства. Бог обещает благословить Ноя и  все человечество потомством. Человечество будет размножаться всегда. Земля будет наполняться людьми.

  • Обетования владычества

Господь обещает человеку владычество над животным и растительным миром. Отличием данного обетования от Адамова Завета является тот факт, что животные теперь не будут повиноваться человеку. Они будут бояться человека. У человека будет искушение стать царем зверей, однако у него это будет получаться плохо. Данное обетование вызвано тем, что умножившиеся животные могли причинить вред человеку и даже поставить под угрозу его пребывание на земле.

  • Обетования заботы о пище.

Далее, обетования Божьи касаются пищи. Бог вводит новый  рацион для человека. Теперь употребление в пищу допускается мясо. В связи с чем связано это повеление??? Контроль за поголовьем животных? Больше пищи или более  проявление владычества? Еще одна точка зрения утверждает, что в связи с изменением климата, растительной пищи будет меньше. Чтобы человечество не нуждалось в пище, Бог дает это повеление.

Повеление есть мясо не должно привести было к потере уважения к животным. Человеку разрешалось  проливать кровь животных, но не есть мяса с кровью.

  • Обетование защиты жизни.

Бог обещает охранять жизнь человека. Всякий, кто прольет кровь  человека, будет ответственен перед Богом.

  • Бог защищает человека от животных, потому что отношения между животными и людьми сильно испортились. Животные больше не повинуются человеку по одному только слову, как было раньше.

  • Бог обещает защиту жизни человека от других людей.

Бог налагает ответственность за отнятие жизни. Никто не избежит наказания, если лишит кого-то жизни. В этом месте Господь дает власть правителям и судам решать участь убийц. Те, кто убил других, сами должны быть убиты. Данное повеление не относится к тем, кто совершил убийство не по умыслу, а по осторожности или в целях самозащиты (Исх.22:2).

Полное уничтожение всей плоти на земле могло бы навести на мысль, что человек больше не представляет для Бога никакой ценности. Но это не так. Бог ценит жизнь человека настолько, что “нападение на человека равняется нападению на самого Бога” (Murray, Principles, 118). Убийство считается наиболее тяжелым преступлением, потому что его результат невозможно исправить. (Так для чего же Бог дал Каину знамение?)

Три аргумента в пользу смертной казни: a) соответствует слову Божьему; b) сохраняет людям жизнь, устраняя возможность повторного нападения со стороны того же человека и останавливая новых преступников; c) утверждает ценность человеческой жизни. 

Некоторые указывают на статистику, согласно которой в странах, где применяется смертная казнь, процент убийств не меньше, чем там, где на смертную казнь наложен мораторий. В ответ на это стоит отметить, что средний срок между вынесением приговора и осуществлением смертной казни в прошлые годы в СССР и в настоящее время в Америке составляет от 10 до 15 лет. За это время дело преступника проходит все судебные инстанции и на каждом этапе его стараются защищать адвокаты (иногда успешно!). При таком положении вещей смертная казнь действительно не оказывает столь заметного сдерживающего эффекта. Однако в древнее время, когда преступнику грозила быстрая смерть без возможности обжалования, смертная казнь существенно сдерживала распространение насилия.

В то же самое время, мы не призваны «перестраивать каюты на Титанике», борясь за реформу судебной системы будь то в сторону принятия смертной казни, будь то в сторону ее отмены. Наша задача - благовествовать Царствие Божие, чтобы люди имели возможность обрести духовное спасение.

Итак, Господь заканчивает перечислять условия завета. Теперь человек потерял власть управления над животным миром. Теперь стало возможным употребление мяса в пищу. Также Господь обещает защищать жизнь.