Бытие. Введение

Исследование Библии. Книга Бытие. Преподаватель: Александр Наумов

ОБЗОР КНИГИ БЫТИЕ

1) Название.

По еврейской традиции название книги происходит от первого слова — «в начале» (берешит —  בְּרֵאשִׁית). Название на русском языке — Бытие, что значит «происхождение» (греч. «Генесис» — gene/siv). Это название сопровождается в Септуагинте (переводе Ветхого Завета на греческий язык). Бог закладывает фундамент всей Библии и всего богословия.

 

2) Автор.

Авторство книги приписывается Моисею. Однако можно твердо сказать, что автором книги является Бог. Он передал эту книгу Моисею на горе Синай. События, описанные в книге, заканчиваются за три века до рождения Моисея (биографические данные Моисея даны в Исх.1-6).

 

3) Получатели.

Господь через Моисея дал эту книгу Своему народу, готовящемуся войти в землю врагов, хананеев, которые поклонялись обожествляемой ими природе и весь свой пантеон наделяли свойствами творения. Рассказ о сотворении Единым Великим Богом земли и Его отношениях с праотцами израильского народа должен был  научить их бояться Господа, хранить пути Его, доверять Ему в последующие непростые дни.

 

4) Время написания.

Бытие было написано после исхода из Египта (ок. 1445 г. до Р.Х.), но до смерти Моисея (ок. 1405 г. до Р.Х.).

 

5)Цели книги.

Главная идея книги Бытие: Бог открывает Себя Своему народу. Израиль жил в Египте и прилепился к Египетскому поклонению богам. Они должны были через познание истинного Бога отойти от той системы поклонения. С другой стороны, Господь открывает Себя Израилю, чтобы те не развратились, войдя в Ханаанскую землю, в той системе поклонения богам. Постоянно Бог повторяет: «Я Господь».

Яхве показывает историю своих взаимоотношений с народом израильским, на основании которой Яхве может претендовать на единоличную власть над ними.

 

6) Структура книги.

Структуру книги Бытие можно рассмотреть несколькими способами.

1 способ.

I.  Бог открывает Себя через события Творения:

a)сотворение;

b)грехопадение;

c)потоп;

d)вавилонская башня.

II.  Бог открывает Себя через отношения с людьми:

a)Авраам;

b)Исаак;

c)Иаков;

d)Иосиф.

 

2 способ.

План книги организован вокруг слова «Толедот» (евр.), переведенного в синодальном издании русской Библии как «происхождение» или «родословие».

I. Вступление: семь дней творения неба и земли (1:1–2:3).

II. Происхождение неба и земли (2:4–4:26).

III. Происхождение Адама (5:1–6:8).

IV. Происхождение Ноя (6:9–9:29).

V. Происхождение Сима, Хама и Иафета (10:1–11:9).

VI. Происхождение Сима: родословие от Сима до Фарры (11:10–26).

VII. Происхождение Фарры (11:27–25:11).

VIII. Происхождение Исмаила (25:12–18).

IX. Происхождение Исаака (25:19–35:29).

X. Происхождение Исава (36:1–37:1).

XI. Происхождение Иакова (37:2–50:26).

 

Чтобы понять такую структуру, нужно учитывать менталитет древнего Ближнего

Востока. Пока отец оставался жив, именно он считался главой всего семейства. Пока

жив Фарра, это его история, хотя главное действующее лицо — Авраам. Пока жив

Иаков, это его история, хотя главным действующим лицом является его сын Иосиф. В

связи с этим также интересно отметить, что Иаков действительно был жив на

протяжении большей части истории Иосифа.

 

7)  География событий книги Бытие.

События книги Бытие охватывают очень широкую географическую территорию:

от Месопотамии до Нижнего Египта. Кроме того, в Бытии упоминаются народы,

населявшие и другие территории. Географию этой книги можно представить на

примере странствований патриарха Авраама.